Путь по сайту

Главная / Охрана / Законодательство
Законодательство

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены следующие права:

1. Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте), в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст.27.2 КоАП).

2. Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст.27.7 КоАП):

личный досмотр и досмотр вещей осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола;

досмотр (то есть обследование) вещей, находящихся при физическом лице, проводится без нарушения их конструктивной целостности и осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

3. Осуществлять досмотр (то есть обследование) транспортного средства (ст.27.9 КоАП):

осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

4. Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст.27.8 КоАП):

осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и в присутствии двух понятых;

в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств;

5. Производить изъятие вещей и документов (ст.27.10 КоАП):

В соответствии со ст. 26.7. КоАП изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных.

Необходимо отметить, что и статья 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков «изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы».

Под этими терминами на практике следует понимать:

«орудия незаконного природопользования» — предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира, либо иных способов незаконного природопользования (например, добыча общедоступных полезных ископаемых, снятие плодородного слоя почвы, сбор минералогических или палеонтологических коллекций, поджег лесного массива) (оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т. п.);

«продукция незаконного природопользования» - животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция;

«транспортные средства» - плавучие (в том числе их части - подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;

«соответствующие документы» - документы, связанные с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т. п.).

6. Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст.27.14 КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.

7. Составлять протоколы об административных правонарушениях (ст.28.3 КоАП), предусмотренных:

ст.8.39 КоАП (нарушения режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях);

ч.1 ст.19.4 КоАП (неповиновение  законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль);

ч.1 ст.19.5 КоАП (невыполнение законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль);

ст.19.7 КоАП (непредставление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом);

ч.1 ст.20.25 (неуплата административного штрафа в установленный срок).

8. Выносить определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного правонарушения (ст.28.7 КоАП).

9. Проверять (ст.34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»):

разрешения на право пребывания на территориях заповедников  у лиц, находящихся на этих территориях;

документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях заповедников и их охранных зон.

10. Задерживать на территориях заповедников и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст.34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

11. Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях заповедников, их охранных зон для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст.34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

12. При исполнении служебных обязанностей (ст.34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»):

применять в установленном порядке специальные средства — наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;

носить, хранить и применять служебное огнестрельное оружие.

Согласно вышеупомянутому нормативному акту, должностные лица применяют служебное оружие, специальные средства и используют служебных собак при исполнении возложенных на них обязанностей по охране объектов животного мира в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости для:

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностных лиц, членов их семей или граждан, исполняющих возложенные на них законом обязанности по охране объектов животного мира;

задержания лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, или оказывающих вооруженное сопротивление, или отказывающихся выполнить законное требование должностного лица о сдаче оружия;

отражения вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, принадлежащие должностным лицам;

подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

13. Пользоваться также всеми правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (государственных лесных инспекторов), и других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст.34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Права государственных лесных инспекторов предусмотрены статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

Права должностных лиц (государственных инспекторов) других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды установлены:

  • статьей 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, в том числе:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (при этом требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом);

  • статьей 31 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, в том числе производить остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.

14. Рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.25 КоАП), предусмотренных ст. 8.39 КоАП (нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).

15. Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедников, их охранных зон в результате нарушений установленного режима (ст.34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

16. Запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, их охранных зон (ст.34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

17. Направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

 

Наши обитатели

Погода Яндекс.РџРѕРіРѕРґР°